Ваш регион:
Любой регион

Служба содействия трудоустройству выпускников ДГПУ - Составление резюме

Московский еженедельник "Работа сегодня"

 

Составление резюме

 

 

Итак, в процессе поиска работы вы прошли первые два этапа. Вы хорошо представляете, каков на данный момент рынок труда, какие специалисты требуются и какие условия работы предлагаются. Вы четко наметили собственные цели, у вас есть план своего профессионального становления и вы отлично представляете, что хотите от той работы, которую ищете. Прекрасно. Следующим шагом должно стать составление резюме.

Сразу отметим, что резюме полезно не только для предоставления в агентства и потенциальным работодателям, но и для себя лично. Оно дает стройное представление о том, какой «багаж» есть в вашем распоряжении, какой профессиональный опыт пригодится в первую очередь, каких знаний и навыков не хватает.

Резюме. Если мы обратимся к словарю иностранных слов, то обнаружим, что происхождение этого термина французское, данным словом обозначается краткий итог чего-либо, лаконичное изложение сути. Давайте посмотрим, как составляется этот документ и какие «подводные камни» здесь существуют.

Резюме бывают краткие и полные. Сначала о полном резюме, а потом - некоторые особенности их кратких вариантов. Кроме того, в любом документе существует как бы две стороны анализа: что написано и как это написано. Мы постараемся в наших рекомендациях учесть оба этих аспекта.

Если вы составляете резюме первый раз, то возьмите чистый лист бумаги и выпишите все пункты вашей трудовой биографии: укажите все места работы, несколькими словами обозначьте ваши основные обязанности на каждом из них, вспомните все места, в которых вам довелось учиться, отметьте полученную квалификацию. Теперь перед вами тот фактический материал, который ляжет в основу резюме.

Если собственное резюме вы уже составляли, то работа упрощается, вам нужно «только» отредактировать его, посмотреть, какую информацию заменить, какая устарела, какая стала неактуальной в связи с изменившимися у вас представлениями о желаемой работе, какой информацией можно дополнить документ.

Резюме имеет определенную структуру, которой в той или иной степени следует придерживаться. Сначала фамилия, имя и отчество. Иногда в верхний угол страницы (чаще, левый) помещают фотографию. По нашему мнению это оправдано в том случае, если на предполагаемом месте работы важны внешние данные (например, работа секретаря) или если в объявлении о вакансии отдельно указаны требования к внешнему виду. Во всех других случаях необходимость размещения фотографии спорна хотя бы потому, что, переданная по факсу вместе с резюме, она часто приобретает совершенно фантастические очертания.

После фамилии следует указать цель подачи резюме, причем последние два слова опускаются, пишется просто «цель: соискание должности...». Здесь очень пригодятся результаты анализа рынка и ваши четкие представления о желаемой работе. Можно через запятую указать пару вариантов, только они должны быть достаточно близки по смыслу (например, «цель: соискание должности бухгалтера, бухгалтера-кассира»). В том случае, если вы действительно можете выполнять различную работу, лучше или выбрать что-то одно, или составить два разных резюме для двух различных должностей (в дальнейшем станет ясно, что отличаться они будут не только этой строчкой). Если конкретную должность вам указать сложно, постарайтесь сформулировать хотя бы «область», в которой хотели бы работать, в данном случае это лучше, чем не написать ничего. В процессе составления резюме сформулированную цель необходимо четко помнить, так как вся предлагаемая в резюме информация должна пояснять, почему на данную должность следует пригласить именно вас.

Далее указываются дата рождения и телефон. Если ваше резюме занимает одну страницу, то телефон можно поместить внизу, вместе с адресом, а учитывая возможную отсылку резюме по факсу и качество отечественных телефонных линий, лучше всего телефон и ФИО указать дважды: в шапке (крупно) и внизу (помельче).

После этого идут два центральных раздела: опыт работы и образование. Правильно их указывать именно в таком порядке (исключение составляют выпускники вузов, о чем мы скажем ниже).

В разделе «опыт работы» указываются названия фирм, в которых вы работали, ваши должности и кратко основные обязанности. Информация предоставляется в обратном хронологическом порядке (т. е. начиная с последнего места работы). Названия фирм лучше писать полностью, без аббревиатур, поскольку не все из них являются безусловно понятными (то же, кстати, относится и к названиям высших учебных заведений). Полные адреса компаний указывать не нужно (только город), иногда хорошо очень кратко пояснить характер деятельности организации, если это не ясно из названия («Фирма «Ромашка»/продажа медицинского оборудования/Москва»). В том случае, если за время вашей работы в фирме должность изменялась (особенно с повышением), вы указываете это, перечислив должности через запятую («помощник менеджера, менеджер продаж, старший менеджер»). При указании основных обязанностей будьте аккуратны в использовании специальной терминологии и профессионального сленга (фразы типа «знаю все приблуды под винды», безусловно, понятны определенному кругу ваших коллег, однако явно попадут в коллекцию курьезов, которая невольно собирается у каждого менеджера по персоналу). Старайтесь использовать активные формы глаголов («разработал, внедрил, обучил» и т. п.) и будьте лаконичны.

При указании образования требуется обозначить название учебного заведения (полный адрес не нужен), год окончания и полученную квалификацию. Если вы выпускник, то можете указывать образование перед опытом работы (если таковой имеется) и остановиться на данном разделе чуть более подробно, например, указать какие предметы изучены вами наиболее глубоко. Разумеется, эти предметы должны соответствовать той должности, которую вы указали в цели резюме (так, например, если вы хотите заниматься обучением персонала, то «курс клинической психологии» лучше не указывать).

И с опытом работы, и с информацией об образовании существует одна тонкость: надо ли указывать все места работы или учебы? Универсальных рецептов в данном случае нет. Если мест работы больше чем
4-5, можно указать только некоторые, например, 4 последних, или те, на которых вы занимали должности аналогичные той, на которую претендуете. Можно опустить места студенческих подработок, особенно если они весьма разнообразны. Частая смена работы простительна студентам, однако, настораживает, если речь идет о специалисте. Должностные обязанности тоже необходимо указывать не на всех местах работы, а только на последнем или аналогичном тому, на которое вы претендуете. С образованием та же картина: если вы закончили множество курсов, подумайте, какие стоит указать, в первую очередь сообразуясь с должностью, указанной в цели резюме.

Далее в резюме следуют специальные навыки: владение компьютером, иностранными языками, машинопись. Модель компьютера писать не надо, только программы или пакеты программ (если вы работали в разных версиях одной и той же програм-мы, укажите только новейшую, если вы не системный оператор, то не следует указывать операционные системы - только прикладные программы). Иностранные языки нужно указывать все, которыми владеете, пусть и на базовом уровне. Не забудьте обозначить уровень владения языком, если знаете специальную терминологию, обязательно отметьте это. Навыки машинописи хорошо указывать, даже если желаемая должность не предполагает секретарской работы, в скобках укажите скорость.

Продумайте, какие данные разместить в разделе дополнительной информации. Наличие водительских прав? Возможность предоставления рекомендаций? Публикации? Личностные особенности? Хобби? Возможность работать ненормированный рабочий день? Выезжать в командировки? Участие в конференциях? Все это стоит писать только в том случае, если подобная информация согласуется с требованиями на интересующую вас должность. В этом же разделе можно кратко указать семейное положение.

Адрес и телефон. Если домашнего телефона нет, укажите контактный, поместите электронный адрес, если таковой у вас имеется.

В конце резюме ставится дата его составления.

Если резюме отправляется непосредственно на фирму, к нему может быть добавлено сопроводительное письмо. Оно должно быть очень кратким (три-четыре предложения). В письме поясните, почему вы обращаетесь в эту фирму (расширение компании, выход на новые рынки сбыта и т. п. - такую информацию можно почерпнуть из СМИ), предложите свое резюме, поблагодарите за внимание и выразите надежду на последующее сотрудничество. Подобные сопроводительные письма встречаются пока не так часто, это выделит ваше резюме из вороха подобных документов.

В конце хочется остановиться еще на нескольких общих требованиях и пожеланиях. Резюме должно быть напечатано (лучше в шаблонах редактора Word). Это удивительно, но до сих пор встречаются рукописные варианты этого документа. Бумага и качество печати должны быть наилучшими из доступных вам. Лучше, если резюме помещается на одной странице. Если все-таки страниц больше, то все (кроме первой) должны быть пронумерованы и вверху указаны фамилия, имя и отчество. Проследите, чтобы не было ненужных деталей, лирических отступлений и повторений (так, если вы ищете должность программиста, то повторять в разделе «специальные навыки» уровень владения компьютером не надо). Разумеется, вся информация должна соответствовать действительности, а ошибки и стилистические несогласования не допустимы.

Вопрос лаконичности особенно остро встает при составлении краткого варианта резюме. В нем указываются: фамилия, имя (отчество), возраст, образование (без указания названия заведения) опыт работы и/или навыки, контактный телефон.

И последнее, никакой вариант резюме не стоит считать окончательным. Резюме обновляются, редактируются, формулировки оттачиваются годами. Да, для получения работы хорошего резюме часто не достаточно, однако резюме - это первое впечатление о вас как о работнике, и мы все знаем, насколько много в общении зависит именно от этого самого первого впечатления. Постарайтесь, чтобы оно было максимально удачным.

Рубрику ведет Ирина Безменова

×